четверг, 11 октября 2012 г.

Перо против стресса

Газета «Славянка» (23/747)

Современные дети начинают печатать на компьютере раньше, чем писать, тем удивительнее, что именно сегодня оказалось востребованным обучение… каллиграфии. 
Зачем она школьникам и взрослым, что представляет собой – искусство красивого письма или нечто большое, рассказывает Пётр Чобитько, преподаватель Государственного художественного института имени И.Е. Репина, член Союза художников России, президент Национального союза каллиграфов.
– Пётр Петрович, когда слышишь слово «каллиграфия», представляешь что-то из восточного искусства..
– Действительно, это занятие было в большой чести на Востоке. Каллиграфию называли пятым видом боевого искусства, поскольку она требует и вырабатывает точность движений, умение сосредоточиться, способствует психологической устойчивости.
– тем не менее это искусство прошлого, и сейчас его ценность скорее культурно-историческая…
– У каллиграфии большая практическая ценность. Во-первых, она способствует расслаблению. 15 минут занятий, полного погружения в процесс – и никаких стрессов. Во-вторых, она активизирует и заставляет гармонично работать оба полушария, потому что соединяет и творчество, и логику. В-третьих, она учит контролю над собой, оказывает упорядочивающее воздействие на мысли, чего очень не хватает не только современным детям, но и многимвзрослым.
В-четвертых, она прививает вкус к красоте. Есть еще в-пятых, в-шестых…
– а ваши ученики c какой целью приходят?
– Недавно принял ученика… 85 лет. Спрашиваю: «А зачем вам?» Говорит: «Хочу навести порядок в мозгах». Очень хороший ответ! Отдельный вопрос – обучение детей. Сейчас у детей формируется клиповое сознание, они не умеют концентрироваться, формулировать мысли, их речь похожа на отрывистые крики животных! Занятия каллиграфией этот негатив нейтрализуют. Был случай: ко мне пришла учительница, говорит: «Хочу посмотреть, что тут у вас происходит!» Оказывается, она несколько лет билась с учеником, разболтанным лентяем, не знала, что уже придумать, а тут он вдруг стал собраннее, посыпались четверки… А это он занимался каллиграфией всего полтора месяца!
– я знаю, что вы не одобряете шариковые ручки…
– Это не личная неприязнь, солидные ученые исследовали влияние этих инструментов на развитие, ребёнка, на мозг, и выяснили, что ручки опасны! Один ученик первого класса мне сказал: «Вот я беру ручку, и у меня уже через двадцать
минут шея болит от напряжения и голова…» Перо мы держим так, чтобы рука не напрягалась, – это первое, что показывают на занятиях. Владимир Базарный, доктор медицинских наук, больше 30 лет изучал воздействие шариковой ручки на здоровье ребенка. И он пришел к выводу, что максимум, что можно позволить – пять минут в начале, три минуты в середине и пять минут в конце урока, больше – опасно для здоровья и психики.
– но подрастающее поколение, похоже, попрощается и с шариковыми ручками, это хорошо?
– Это не хорошо. Вся история развития человека так построена, что мы, оперируя тремя пальцами (большим, указательным и средним), задействуем лобные доли, с которыми они связаны, то есть происходит активизация процессов мышления. Американцы проводили такой эксперимент: замерили активность лобных долей, когда человек пишет пером и когда работает на планшетнике с системой тачскрин (то есть управляет процессами пальцем). В последнем случае мозг «гас», а при работе пером – просто взрывался активностью! Ученые сейчас думают, как вернуть в школу письмо пером.
Светлана Хаматова

Комментариев нет:

Отправить комментарий